Воспитательная система школы №101 выступает подсистемой педагогической системы, выстраивается педагогическим коллективом на понимании воспитания как процесса взаимодействия детей и взрослых, направленного на освоение общечеловеческих, нравственных ценностей, на развитие мотивации к социальной и гражданской активности. Воспитательная идея Открытой Новой школы состоит в создании условий для нравственного развития, гражданского становления школьника, формирования опыта созидательного решения общественных и личных проблем, обеспечения социальной успешности. Воспитательная система призвана решать следующие задачи:
В основе организации процесса воспитания в школе лежат следующие принципы: ориентации на общечеловеческие, нравственные ценности: личностно-ориентированного подхода, природосообразности воспитания, гуманизации межличностных отношений, включение учащихся в социально-активную деятельность, преемственности, что позволяет решать воспитательные задачи, строить воспитательную систему на основе выработанного положительного опыта и традиций школы за 30 лет. Содержание воспитания по достижению целей и задач воспитательной системы реализуется воспитательной программой «Твори добро». Цель программы: организация совместной деятельности детей и взрослых, в которой развивается социальная и гражданская активность, гражданская позиция на основе общечеловеческих нравственных ценностях. Ведущая идея программы: «Чтобы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться». Механизмом реализации программы является: - метапроект «Этический практикум»;- работа органов ученического самоуправления; - включение школьного коллектива в общешкольные конкурсы «Ученик года», «Классный коллектив года», «Педагог года»; - развитие и укрепление школьных традиций. Разработаны Положения и планы реализации конкурсов, программ «Учитель», «Родитель», «Лидер». Особое место в механизме реализации программы «Твори добро» занимает деятельность органов ученического самоуправления. Самоуправление сложилось как специфическая организация коллективной жизни, направленная на вовлечение каждого школьника в социальную, активную деятельность, в которой учащиеся сами создают нормы, правила, актуализируют законы, ценности. Деятельность органов самоуправления строится на основе законов жизни школы, эффективность отслеживается по следующим показателям: степень включённости детей и взрослых в деятельность самоуправления; мотивации участников на реализацию программы, следование законам жизни школы; удовлетворённости членов органов самоуправления, классных коллективов их деятельностью. Изменение статуса личности в государстве, появление потребности в человеке как носителе демократической культуры и в то же время его неготовность к выполнению этой миссии приводит к поискам новых нестандартных подходов к решению проблемы воспитания гражданственности. Осознание этих противоречий и обоюдное желание учащихся и учителей разрешить эти противоречия привело к идее создания в школе демократической республики как модели будущего гражданского общества. Идея создания школьной демократической республики родилась в совместном поиске детей и взрослых по организации жизнедеятельности школьного коллектива. Учеников и учителей волновал важный вопрос: как сделать так, чтобы жизнь в школе изменилась, чтобы учащиеся были не только исполнителями поручений взрослых, а могли самостоятельно принимать решения, касающиеся их жизни в школе и отвечать за их результаты. Был разработан проект «Школьное самоуправление». В основе самоуправления были положены принципы:
Девизом проекта является «Активность. Сотрудничество. Творчество.». В школе создана демократическая республика как форма организации школьного государства. Разработан пакет нормативных документов: закон о Президенте школы, закон о выборах Президента, Положение о школьном правительстве, Положение о пресс-центре, Положение об экспертном совете, Положение о совете старшеклассников. Принята Конституция школы. В школьной республике дети и взрослые объединены созидательным образом жизни: общими ценностями, гуманными отношениями, атмосферой доверия и доброжелательности, разнообразной социально-активной деятельностью, при этом актуальность создания демократической республики мы видим в том, что организация жизнедеятельности школьного коллектива как модель гражданского общества будет выступать источником развития личности детей и формирование нравственного опыта, послужит средством приобщения к социальным действиям и общечеловеческим нравственным ценностям, расширит пространство освоения и обогащения детьми и взрослыми социальной жизни, что создаёт условия для развития личности. Социальный компонент образовательной среды проявляется в появлении новых ролей в образовательном процессе: организатор, консультант, менеджер по общим связям и другие. Структура органов ученического самоуправления: «Совет лидеров», «Совет чести», «Совет добрых и полезных дел», «Школьный парламент», где дети в форме обучающей воспитывающей и развивающей игры учатся «законотворческой», «управленческой», «судебной» и другим видам деятельности. В каждом из вышеназванных органов самоуправления чётко оговорены не только обязанности, но и права школьника и как ученика, и как функционера того или иного органа самоуправления. Важное место в совершенствовании воспитательного потенциала школы, снижение негативного влияния социума на личность, в создании условий для удовлетворения интересов и потребностей учащихся занимает Центр эстетического развития и здоровья учащихся «Радуга». Цель деятельности центра: создание условий для интеллектуального и творческого развития учащихся, приобретения опыта межличностных отношений. Центр является важным компонентом учебно-воспитательного процесса, способствующий реализации единой стратегии развития личности учащихся в школе. В структуру Центра входят творческие кружки: танцевальный коллектив, вокальная группа, кукольный театр, ритмика, иностранные языки в начальной школе. Учащимся предоставляется дополнительные возможности для занятий в профильных классах, предметных кружках: «Технология предпринимательства», «Занимательный русский язык», «Физика вокруг нас», «Анализируем и мыслим», «Юный химик», «Моё право», «За страницами учебника русского языка», «Психология». Элективные курсы: «Русская фразеология», «Французский язык как второй иностранный», клуб интеллектуального развития «Наши истоки». В период летних каникул учащиеся 8-10 классов самоорганизуются в проектные группы «Интерьер», «Зелёный остров», профильный отряд. Центр эстетического развития и здоровья учащихся, Музей истории школы являются инициаторами и участниками воспитательной деятельности (интеллектуально-познавательной, трудовой, социально-активной). Школа успешно взаимодействует с внешкольными социокультурными учреждениями разнообразной направленности: МОУ ДОД ЦДО «Эврика», детский клуб по месту жительства «Костёр», ДК Красной Гвардии, библиотека имени П.Морозова, дом творчества детей и юношества ЛАО, КТОС «Авангард» и другими. Важной частью системы
воспитательной работы, обеспечивающей организационную, целостную,
эмоциональную индивидуальность является формирование, развитие и
укрепление школьных традиций, которые определяют «лицо» школы, являются
объединяющим началом для субъектов школы. Так, в школе №101 сложились
традиции КТД «Здравствуй, новый школьный год», «День благодарения
учителей», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной вечер», игра
«Демократия» и другие. Музей истории школы является главным хранителем
школьных традиций. Воспитательная работа строится с опорой на следующие виды деятельности: социально-активная, интеллектуально-познавательная, игровая, коммуникативная, ценностно-ориентированная, спортивная. Таким образом, организованная воспитательная система позволяет реализовывать стратегическую цель школы. |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ