Четверг, 25.04.2024, 21:54
Приветствую Вас Гость

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МОУ "СОШ № 101" г.ОМСК


Воспитание

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ

Воспитательная система школы №101 выступает подсистемой педагогической системы, выстраивается педагогическим коллективом на понимании воспитания как процесса взаимодействия детей и взрослых, направленного на освоение общечеловеческих, нравственных ценностей, на развитие мотивации к социальной и гражданской активности.

Воспитательная идея Открытой Новой школы состоит в создании условий для нравственного развития, гражданского становления школьника, формирования опыта созидательного решения общественных и личных проблем, обеспечения социальной успешности.

Воспитательная система призвана решать следующие задачи:

- формирование ценностного отношения школьника к себе, к другим людям, к миру;
- формирование опыта нравственного поведения и общения;
- развитие мотивации к социально-активной деятельности;
- развитие социальной и гражданской активности, гражданской позиции;
- расширение ролевого диапазона личности;
- создание условий для самореализации субъектов образовательного процесса в различных сферах жизнедеятельности.

В основе организации процесса воспитания в школе лежат следующие принципы: ориентации на общечеловеческие, нравственные ценности: личностно-ориентированного подхода, природосообразности воспитания, гуманизации межличностных отношений, включение учащихся в социально-активную деятельность, преемственности, что позволяет решать воспитательные задачи, строить воспитательную систему на основе выработанного положительного опыта и традиций школы за 30 лет.

Содержание воспитания по достижению целей и задач воспитательной системы реализуется воспитательной программой «Твори добро».

Цель программы: организация совместной деятельности детей и взрослых, в которой развивается социальная и гражданская активность, гражданская позиция на основе общечеловеческих нравственных ценностях.

Ведущая идея программы: «Чтобы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться».

Механизмом реализации программы является:

- метапроект «Этический практикум»;
- работа органов ученического самоуправления;
- включение школьного коллектива в общешкольные конкурсы «Ученик года», «Классный коллектив года», «Педагог года»;
- развитие и укрепление школьных традиций.

Разработаны Положения и планы реализации конкурсов, программ «Учитель», «Родитель», «Лидер».

Особое место в механизме реализации программы «Твори добро» занимает деятельность органов ученического самоуправления.

Самоуправление сложилось как специфическая организация коллективной жизни, направленная на вовлечение каждого школьника в социальную, активную деятельность, в которой учащиеся сами создают нормы, правила, актуализируют законы, ценности. Деятельность органов самоуправления строится на основе законов жизни школы, эффективность отслеживается по следующим показателям: степень включённости детей и взрослых в деятельность самоуправления; мотивации участников на реализацию программы, следование законам жизни школы; удовлетворённости членов органов самоуправления, классных коллективов их деятельностью.

Изменение статуса личности в государстве, появление потребности в человеке как носителе демократической культуры и в то же время его неготовность к выполнению этой миссии приводит к поискам новых нестандартных подходов к решению проблемы воспитания гражданственности.

Осознание этих противоречий и обоюдное желание учащихся и учителей разрешить эти противоречия привело к идее создания в школе демократической республики как модели будущего гражданского общества.

Идея создания школьной демократической республики родилась в совместном поиске детей и взрослых по организации жизнедеятельности школьного коллектива. Учеников и учителей волновал важный вопрос: как сделать так, чтобы жизнь в школе изменилась, чтобы учащиеся были не только исполнителями поручений взрослых, а могли самостоятельно принимать решения, касающиеся их жизни в школе и отвечать за их результаты.

Был разработан проект «Школьное самоуправление». В основе самоуправления были положены принципы:

- самостоятельность деятельности учащихся;
- гуманизм;
- добровольность;
- демократизм обсуждения решений;
- участие в решении важных вопросов жизнедеятельности школы;

- поддержка инициатив.

Девизом проекта является «Активность. Сотрудничество. Творчество.».

В школе создана демократическая республика как форма организации школьного государства.

Разработан пакет нормативных документов: закон о Президенте школы, закон о выборах Президента, Положение о школьном правительстве, Положение о пресс-центре, Положение об экспертном совете, Положение о совете старшеклассников. Принята Конституция школы.

В школьной республике дети и взрослые объединены созидательным образом жизни: общими ценностями, гуманными отношениями, атмосферой доверия и доброжелательности, разнообразной социально-активной деятельностью, при этом актуальность создания демократической республики мы видим в том, что организация жизнедеятельности школьного коллектива как модель гражданского общества будет выступать источником развития личности детей и формирование нравственного опыта, послужит средством приобщения к социальным действиям и общечеловеческим нравственным ценностям, расширит пространство освоения и обогащения детьми и взрослыми социальной жизни, что создаёт условия для развития личности. Социальный компонент образовательной среды проявляется в появлении новых ролей в образовательном процессе: организатор, консультант, менеджер по общим связям и другие.

Структура органов ученического самоуправления: «Совет лидеров», «Совет чести», «Совет добрых и полезных дел», «Школьный парламент», где дети в форме обучающей воспитывающей и развивающей игры учатся «законотворческой», «управленческой», «судебной» и другим видам деятельности. В каждом из вышеназванных органов самоуправления чётко оговорены не только обязанности, но и права школьника и как ученика, и как функционера того или иного органа самоуправления.

Важное место в совершенствовании воспитательного потенциала школы, снижение негативного влияния социума на личность, в создании условий для удовлетворения интересов и потребностей учащихся занимает Центр эстетического развития и здоровья учащихся «Радуга».

Цель деятельности центра: создание условий для интеллектуального и творческого развития учащихся, приобретения опыта межличностных отношений.

Центр является важным компонентом учебно-воспитательного процесса, способствующий реализации единой стратегии развития личности учащихся в школе.

В структуру Центра входят творческие кружки: танцевальный коллектив, вокальная группа, кукольный театр, ритмика, иностранные языки в начальной школе.

Учащимся предоставляется дополнительные возможности для занятий в профильных классах, предметных кружках: «Технология предпринимательства», «Занимательный русский язык», «Физика вокруг нас», «Анализируем и мыслим», «Юный химик», «Моё право», «За страницами учебника русского языка», «Психология». Элективные курсы: «Русская фразеология», «Французский язык как второй иностранный», клуб интеллектуального развития «Наши истоки».

В период летних каникул учащиеся 8-10 классов самоорганизуются в проектные группы «Интерьер», «Зелёный остров», профильный отряд.

Центр эстетического развития и здоровья учащихся, Музей истории школы являются инициаторами и участниками воспитательной деятельности (интеллектуально-познавательной, трудовой, социально-активной).

Школа успешно взаимодействует с внешкольными социокультурными учреждениями разнообразной направленности: МОУ ДОД ЦДО «Эврика», детский клуб по месту жительства «Костёр», ДК Красной Гвардии, библиотека имени П.Морозова, дом творчества детей и юношества ЛАО, КТОС «Авангард» и другими.

Важной частью системы воспитательной работы, обеспечивающей организационную, целостную, эмоциональную индивидуальность является формирование, развитие и укрепление школьных традиций, которые определяют «лицо» школы, являются объединяющим началом для субъектов школы. Так, в школе №101 сложились традиции КТД «Здравствуй, новый школьный год», «День благодарения учителей», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной вечер», игра «Демократия» и другие. Музей истории школы является главным хранителем школьных традиций.
В качестве ведущих педагогических технологий были выбраны: КТД, игра, проектная деятельность.

Воспитательная работа строится с опорой на следующие виды деятельности: социально-активная, интеллектуально-познавательная, игровая, коммуникативная, ценностно-ориентированная, спортивная.

Таким образом, организованная воспитательная система позволяет реализовывать стратегическую цель школы.


Добро пожаловать!
Меню сайта
Блог директора
Категории