Воспитательная система
школы №101 выступает подсистемой педагогической системы, выстраивается
педагогическим коллективом на понимании воспитания как процесса
взаимодействия детей и взрослых, направленного на освоение
общечеловеческих, нравственных ценностей, на развитие мотивации к
социальной и гражданской активности.
Воспитательная идея
Открытой Новой школы состоит в создании условий для нравственного
развития, гражданского становления школьника, формирования опыта
созидательного решения общественных и личных проблем, обеспечения
социальной успешности.
Воспитательная система призвана решать следующие задачи:
- формирование ценностного отношения школьника к себе, к другим людям, к миру;
- формирование опыта нравственного поведения и общения;
- развитие мотивации к социально-активной деятельности;
- развитие социальной и гражданской активности, гражданской позиции;
- расширение ролевого диапазона личности;
- создание условий для самореализации субъектов образовательного процесса в различных сферах жизнедеятельности.
В основе организации
процесса воспитания в школе лежат следующие принципы: ориентации на
общечеловеческие, нравственные ценности: личностно-ориентированного
подхода, природосообразности воспитания, гуманизации межличностных
отношений, включение учащихся в социально-активную деятельность,
преемственности, что позволяет решать воспитательные задачи, строить
воспитательную систему на основе выработанного положительного опыта и
традиций школы за 30 лет.
Содержание воспитания по достижению целей и задач воспитательной системы реализуется воспитательной программой «Твори добро».
Цель программы: организация
совместной деятельности детей и взрослых, в которой развивается
социальная и гражданская активность, гражданская позиция на основе
общечеловеческих нравственных ценностях.
Ведущая идея программы: «Чтобы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться».
Механизмом реализации программы является:
- метапроект «Этический практикум»;
- работа органов ученического самоуправления;
- включение школьного коллектива в общешкольные конкурсы «Ученик года», «Классный коллектив года», «Педагог года»;
- развитие и укрепление школьных традиций.
Разработаны Положения и планы реализации конкурсов, программ «Учитель», «Родитель», «Лидер».
Особое место в механизме реализации программы «Твори добро» занимает деятельность органов ученического самоуправления.
Самоуправление
сложилось как специфическая организация коллективной жизни, направленная
на вовлечение каждого школьника в социальную, активную деятельность, в
которой учащиеся сами создают нормы, правила, актуализируют законы,
ценности. Деятельность органов самоуправления строится на основе законов
жизни школы, эффективность отслеживается по следующим показателям:
степень включённости детей и взрослых в деятельность самоуправления;
мотивации участников на реализацию программы, следование законам жизни
школы; удовлетворённости членов органов самоуправления, классных
коллективов их деятельностью.
Изменение статуса
личности в государстве, появление потребности в человеке как носителе
демократической культуры и в то же время его неготовность к выполнению
этой миссии приводит к поискам новых нестандартных подходов к решению
проблемы воспитания гражданственности.
Осознание этих
противоречий и обоюдное желание учащихся и учителей разрешить эти
противоречия привело к идее создания в школе демократической республики
как модели будущего гражданского общества.
Идея создания школьной
демократической республики родилась в совместном поиске детей и взрослых
по организации жизнедеятельности школьного коллектива. Учеников и
учителей волновал важный вопрос: как сделать так, чтобы жизнь в школе
изменилась, чтобы учащиеся были не только исполнителями поручений
взрослых, а могли самостоятельно принимать решения, касающиеся их жизни в
школе и отвечать за их результаты.
Был разработан проект «Школьное самоуправление». В основе самоуправления были положены принципы:
- самостоятельность деятельности учащихся;
- гуманизм;
- добровольность;
- демократизм обсуждения решений;
- участие в решении важных вопросов жизнедеятельности школы;
- поддержка инициатив.
Девизом проекта является «Активность. Сотрудничество. Творчество.».
В школе создана демократическая республика как форма организации школьного государства.
Разработан пакет нормативных документов: закон о Президенте школы, закон о выборах Президента, Положение о школьном правительстве, Положение о пресс-центре, Положение об экспертном совете, Положение о совете старшеклассников. Принята Конституция школы.
В школьной республике
дети и взрослые объединены созидательным образом жизни: общими
ценностями, гуманными отношениями, атмосферой доверия и
доброжелательности, разнообразной социально-активной деятельностью, при
этом актуальность создания демократической республики мы видим в том,
что организация жизнедеятельности школьного коллектива как модель
гражданского общества будет выступать источником развития личности детей
и формирование нравственного опыта, послужит средством приобщения к
социальным действиям и общечеловеческим нравственным ценностям, расширит
пространство освоения и обогащения детьми и взрослыми социальной жизни,
что создаёт условия для развития личности. Социальный компонент
образовательной среды проявляется в появлении новых ролей в
образовательном процессе: организатор, консультант, менеджер по общим
связям и другие.
Структура органов ученического самоуправления: «Совет лидеров», «Совет чести», «Совет добрых и полезных дел»,
«Школьный парламент», где дети в форме обучающей воспитывающей и
развивающей игры учатся «законотворческой», «управленческой», «судебной»
и другим видам деятельности. В каждом из вышеназванных органов
самоуправления чётко оговорены не только обязанности, но и права
школьника и как ученика, и как функционера того или иного органа
самоуправления.
Важное место в
совершенствовании воспитательного потенциала школы, снижение негативного
влияния социума на личность, в создании условий для удовлетворения
интересов и потребностей учащихся занимает Центр эстетического развития и
здоровья учащихся «Радуга».
Цель деятельности центра: создание условий для интеллектуального и творческого развития
учащихся, приобретения опыта межличностных отношений.
Центр является важным
компонентом учебно-воспитательного процесса, способствующий реализации
единой стратегии развития личности учащихся в школе.
В структуру Центра
входят творческие кружки: танцевальный коллектив, вокальная группа,
кукольный театр, ритмика, иностранные языки в начальной школе.
Учащимся
предоставляется дополнительные возможности для занятий в профильных
классах, предметных кружках: «Технология предпринимательства»,
«Занимательный русский язык», «Физика вокруг нас», «Анализируем и
мыслим», «Юный химик», «Моё право», «За страницами учебника русского
языка», «Психология». Элективные курсы: «Русская фразеология»,
«Французский язык как второй иностранный», клуб интеллектуального
развития «Наши истоки».
В период летних каникул
учащиеся 8-10 классов самоорганизуются в проектные группы «Интерьер»,
«Зелёный остров», профильный отряд.
Центр эстетического
развития и здоровья учащихся, Музей истории школы являются инициаторами и
участниками воспитательной деятельности
(интеллектуально-познавательной, трудовой, социально-активной).
Школа успешно
взаимодействует с внешкольными социокультурными учреждениями
разнообразной направленности: МОУ ДОД ЦДО «Эврика», детский клуб по
месту жительства «Костёр», ДК Красной Гвардии, библиотека имени
П.Морозова, дом творчества детей и юношества ЛАО, КТОС «Авангард» и
другими.
Важной частью системы
воспитательной работы, обеспечивающей организационную, целостную,
эмоциональную индивидуальность является формирование, развитие и
укрепление школьных традиций, которые определяют «лицо» школы, являются
объединяющим началом для субъектов школы. Так, в школе №101 сложились
традиции КТД «Здравствуй, новый школьный год», «День благодарения
учителей», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной вечер», игра
«Демократия» и другие. Музей истории школы является главным хранителем
школьных традиций.
В качестве ведущих педагогических технологий были выбраны: КТД, игра, проектная деятельность.
Воспитательная работа
строится с опорой на следующие виды деятельности: социально-активная,
интеллектуально-познавательная, игровая, коммуникативная,
ценностно-ориентированная, спортивная.
Таким образом, организованная воспитательная система позволяет реализовывать стратегическую цель школы.
|